Хейнясенмаа


Хейнясенмаа


На карте 1:20 000
На карте 1:100 000

ЛАДОГА: острова Ладожские острова


ХЕЙНЯСЕНМАА (Heinasenmaa)

География

61°14'09"N, 30°24'48"E. Размеры: примерно 3 х 1.4 км.
Ближайшие населённые пункты - Терву, Лахденпохья, Валаам.

История

Хейнясенмаа расположен в Ладожском озере на полпути от берега до острова Валаам. Древний торговый путь вел из Новгорода, вдоль Олонецкого берега к Валааму, и далее, мимо Хейнясенмаа к Карельскому берегу. Неудивительно, что на Хейнясенмаа уже в древние времена, на берегу удобной бухты возник монастырь. Точное время основания монастыря, как и большинства ладожских монастырей, неизвестно. В рукописи XVI века «Сказание краткое о создании пречестной обители Боголепного Преображения Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа на Валааме; а также повесть о преподобных отцах Сергии и Германе, зачинателях той обители, и о перенесении святых мощей их» говорится, что основателем Троицкой Сенной обители был валаамский монах Савва, который «...построил чудесную и духовную пустынь во имя Пресвятой Животворящей Троицы на Сеннянском острове, а в ее устроении ему помогал христоименитый государь великий князь Иван Иванович, брат великого князя всея Руси Василия Ивановича...». Согласно этому источнику, монастырь был основан в 70-е годы XV века.

Тогда остров назывался Сенной, это точный перевод финского слова Хейнясенмаа.

С момента основания Троицкий Сенной монастырь принадлежал к числу общежительных, живших по так называемому Афонско-Иерусалимскому уставу. При этом в «Челобитной иноков царю Ивану Васильевичу (Грозному)», составленной около середины XVI века, Сенная обитель, наряду с Валаамом и Коневцом, приводится в качестве примера строгого и неотступного соблюдения общежительного устава.

В своеобразном путеводителе для паломников — «Пермском дорожнике» второй половины XVI века — на Ладожском озере рекомендуются для посещения три монастыря: «Нево озеро велико, 300 верст поперек и на полдлину; а на нем стоят три монастыри: Валаам, да Кловенецъ, а промежи ими 70 верст, а третьи монастырь Синное словет».

В то время монастырь на Хейнясенмаа славился наравне с Валаамским и Коневецким. При этом на Ладожском озере в то время было уже множество монастырей. Следующее упоминание монастыря относится к 1581 году. «Игумен Пимин с братьею» обратился к новгородскому архиепископу Александру с просьбой выдать новую грамоту взамен утраченной, ибо, по его словам, «в Корелское деи взятье у них тое грамоту взяли свейские немцы...». К прошению прилагался и точный список с похищенного (или уничтоженного) шведами документа. Вероятно, шведские войска добрались до Хейнясенмаа, уничтожили монастырь, а братия монастыря была вынуждена бежать в Новгород.

Сохранилась тарханная грамота 1592 года, в которой предписано новому настоятелю «старцу Варлааму» восстановить монастырь. Эти документы дают нам некоторое представление о монастырской братии, которая, видимо, была не столь уж малочисленной. Судя по грамоте 1581 года, в обители, помимо игумена, иеромонахов, иеродиаконов и простых иноков, жили и «слуги монастырские», а в приписке 1592 года указываются еще и должности двух монахов: келарь и казначей.

Однако восстановленный монастырь просуществовал недолго. Уже в 1609 году, специальной грамотой царя Василия Шуйского было предписано вывезти из города Корела и уезда имущество церквей и монастырей. Вероятно, покинули монастырь на Сенном острове и его насельники. До нашего времени память о монастыре донесло название бухты на острове — Монастырская.

Еще одно упоминание Хейнясенмаа в XVI веке связано уже не с монастырем, а с морским сражением. 16 мая 1581 года шведы предприняли поход на судах на Олонец. Шведский флот сосредоточился в Куркийоки, откуда направился по старинному торговому пути, мимо Хейнясенмаа и Валаама на Олонец. В Монастырской бухте Хейнясенмаа шведы встретили около 100 русских судов. Около острова Мекерикке произошло морское сражение. Русские суда отступили, но внезапность была утеряна. Шведы продолжили поход и высадились у Олонца, но там были почти полностью уничтожены, а их предводитель Сииварт Якобсон попал в плен. В последующие века Хейнясенмаа ничем особенным не отличался. На нем некоторое время жила финская семья. На острове часто останавливались рыбаки, застигнутые непогодой.

Во время 1941-1944 годов на острове была устроена батарея финской морской артиллерии, но сражаться ей не пришлось.


Недавно

В 1950-е годы на острове проходили испытания воздействия радиации на животных. Для этого животных размещали в помещениях финской батареи и на специальном судне, которое стояло между Хейнясенмаа и Макаринсаари. Затем взрывом разбивали сосуды с радиоактивной жидкостью и наблюдали за животными. С тех времен на острове остались участки, зараженные радиацией и огороженные предупреждающими знаками.


Сегодня


Страница готовится