|
||||||||||||
Устраните причину наводнений - и никакая дамба не нужна! |
||||||||||||
газета "Новый Петербург" 03.03.2005 |
||||||||||||
Наводнения в нашем городе - явление обычное, происходят они все три века существования города и, выражаясь на современном слэнге, являются этаким же петербургским брэндом, как запах корюшки или балет Марнинского театра. Однако на массовое сознание оказывают давление, с одной стороны, спекуляты от науки, угрожая человечеству мифическим глобальным потеплением и всемирным потовом, с другой стороны - катастрофическне события на берегах Индийского океана и почти совпавшее по времени с цунами наводнение в Петербурге. У многих такой разворот событий вызвал приступ мистического ужаса, а фирма г. Севенарда использует каждое мало-мальское наводнение для напоминания властям о необходимости увеличенния финансирования и ускорения строительства «Комплекса защитных сооружений от наводнений», в просторечии - ДАМБЫ. Учёные нам действительно предсказывают возможность наводнений в Петербурге, в том числе и катастрофических. Однако стоит разобраться: спасёт ли нас дамба; если «да», то какой ценой; и нельзя ли решить вопрос проще и изящнее? Напомню, ещё при начале этого строительства многие учёные выступали против, но коммунистическое руководство наплевало тогда на эти возражения и аргументы. Дело в том, что учёный работает в научной организации, в принципе творческий человек хотел бы заниматься своей наукой н не видеть ничего вокруг, но у него есть семья, которую надо кормить, он хочет иметь перспективу научного и карьерного роста. А в научном учреждении всегда есть руководство, которое вырабатывает руководящее мнение по решаемой проблеме. Руководство учитывает массу политических, финансовых и прочих интересов, а на долю учёного часто выпадает задача доказать научно целесообразность и разумность идеи начальства. Если ученый возражает, даже обоснованно, против руководящей методики, он становится соискателем для себя таких неприятностей, как с инфаркт, потеря работы. Далеко не все на такой шаг способны, и становятся предателями научной истины и интересов общества. Пример из близкой области: старшее поколение помнит так называемые стройки коммунизма, строились огромные гидроэлектростанции в отдаленных и труднодоступных районах Сибири, электроэнергия которых не могла быть использована. За досрочный пуск агрегатов шли зарплаты, премии, должности, ордена. Затоплялись и гибли огромные территории. Все типичные черты строек коммунизма мы имеем в проекте дамбы. Партийное руководство Ленинграда хотело иметь свою долю в орденах, премиях и прочем, масштаб проекта дамбы очень им подходил, а что до того, что Невская губа превратится в зловонную клоаку, так это их не волновало, в проект дамбы был включён пункт о строительстве очистных сооружений 100% очистки. В лучших коммунистических традициях, фирма Севенарда про этот пункт забыла, так что вонючее, заросшее сине-зелёными водорослями болото мы уже имеем. Ещё больше добавят грязи строительство ЗСД и Пассажирского порта по существующим проектам. Правда, трудно представить себе белоснежный лайнер, плывущий в жиже из содержимого туалетов, но ведь главное - освоить средства! Далее нужно разобраться в природе наводнений. Для этого представим себе воду, вытекающую из крана, за этой водой начинает двигаться масса воды в подводящих трубах. Если резко перекрыть струю, то движущаяся масса воды в трубах произведёт так называемый гидравлический удар - трубу может разорвать. Нечто подобное происходит, когда ураганный юго-западный ветер с Атлантики разгоняет на мелководье нагонную волну, которую легче себе представить как струйное течение. Это течение под давлением струи проходит узость между островом Котлин и Ораниенбаумом н вырывается, как струя из крана, в Невскую губу. Заполнение Невской губы с двух сторон н приводит к наводнению. Противостоять переполнению Невской губы могло бы донное течение между о. Котлин н Лисьим Носом. Царь Пётр построил там форты и приказал между ними затопить барки с камнем для создания мелководья, чтобы корабли шведов не могли пройти. Вот вам и начало истории Петербургских наводнений! Ну а г. Севенард довершил дело, построив перемычку. Если у кого-то сомнения в этой гипотезе, сошлюсь на 2001 год. Январское наводнение выбросило массу льда на берег Васильевского острова, но за дамбой, ближе к Зеленогорску, вдоль Приморского шоссе нагромождений льда нет, донное течение отвело воду. Отсюда «марал», как говаривал сатирик, - нарядить кое-кого в лагерный клифт, вооружить кайлом и срочно разбирать перемычку и севенардовскую, и петровскую - она сегодня не имеет того военно-стратегического значения. А то ведь погода, глядишь, и подарит нам катастрофическое наводнение! В те времена, когда ещё не было Киотского протокола и оголтелой спекуляции на глобальном потеплении в всемирном потопе, учёные могли излагать свои мысли и результаты исследований. Тогда говорилось, что существовала погода 20-го, 19-го, 8-го и т.д. века, шло постепенное потепление Земли и улучшение климата. Сейчас МАЯТНИК КАЧНУЛСЯ ОБРАТНО - и мы имеем погоду 19-го века. А эта погода БОЛЕЕ ХОЛОДНАЯ, с большими перепадами температур, с более сильными ветрами. Таким образом, мы, петербуржцы, запросто можем схлопотать наводнение уровня 1824 года. Подъём суши за 200 лет на 140 см несколько ослабит наводнение, а перемычка имени Сёвенарда - усилит. ...Пару слов о «глобальном потеплении». Его не предвидится, но если бы оно произошло и весь лёд Северного полушария растаял, то подъём уровня океана составил бы от 4 до 11 см. Даже голландцам это не страшно. Другое дело - Антарктида. Если её лёд растает, то уровень океана поднимется на 50 метров, но лёд центральной и западной Антарктиды образовался, когда Южно-Американский континент оторвался от Антарктиды, образовался пролив Дрейка и холодное, блокирующее круговое течение прервало поступление тёплого течения из тропиков. Произошло это за две тысячи лет. Любая хозяйка знает, насколько канителен процесс размораживання, даже в СВЧ-печи, а тут - Антарктида! Масштаб работ настолько велик и продолжителен, что можно спать спокойно и Ноевых ковчегов не строить. ...Что касается связи Кронштадта с материком, то человечество придумало достаточно недорогой, функциональный и красивый, кстати, способ передвижеаня - по мосту. В данном случае нужен мост на высоких опорах для пропуска кораблей и яхт. Господин президент и госпожа губернатор недавно, на открытии вантового моста, могли лично убедиться, насколько мосты могут быть красивы и умеренны в цене. Так почему бы не воспользоваться этой идеей для Кронштадта, ЗСД и пассажирского порта? Многие приморские города мира имеют мосты через залив или пролив, как, например, Сан-Франциско, Сидней, Стамбул. |